ПОЛОЖЕНИЕ об учетной политике государственного (или: муниципального) бюджетного учреждения для целей бухгалтерского учета
1 .Общие вопросы
1.1. Учетная политика Управления труда и социальной защиты населения администрации Прикубанского муниципального района (Далее – УТ и СЗН) является внутренним документом, определяющим ведение бюджетного учета Управления. Учетная политика утверждается решением начальника УТ и СЗН администрации Прикубанского муниципального района и применяется последовательно из года в год.
1.2. УТ и СЗН является бюджетным учреждением и имеет право юридического лица, получающим финансирование из бюджета субъекта Российской Федерации.
В Управления Федерального Казначейства Карачаево-Черкесской республики открыт лицевой счет № 03793062510 для УТ и СЗН.
УТ и СЗН администрации Прикубанского муниципального района также имеет следующие реквизиты – расчетный счет 40204810000000000180
ИНН- 0917002217
КПП- 091701001
БИК-049133001
ГРКЦ Национальный банк Карачаево- Черкесской республики г. Черкесск, через которое осуществляется все расчеты по обязательствам перед бюджетом, внебюджетными фондами, по товарным операциям и по другим платежам организации.
1.3. Учетная политика в целях организации бухгалтерского учета сформирована учреждением на основе Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению", Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2010 N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению", Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 15.12.2010 N 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению", иных нормативно-правовых актов Российской Федерации о бухгалтерском учете, а также нормативных актов органов, регулирующими бухгалтерский учет, исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий.
1.4. Наряду с положениями настоящей учетной политики актами учреждения, устанавливаемыми в целях организации и ведения бухгалтерского учета, утверждаются:
рабочий план счетов бухгалтерского учета государственных (или: муниципальных) учреждений, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета;
методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете;
формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым законодательством Российской Федерации не установлены обязательные для их оформления формы документов. При этом утвержденные учреждением формы документов должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные Инструкцией N 157н;
порядок организации и обеспечения (осуществления) учреждением внутреннего финансового контроля;
иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.
1.5. Бухгалтерский учет осуществляется бухгалтерией учреждения.
1.6. При формировании настоящей учетной политики предполагалось, что:
имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация (или: субъект Российской Федерации, муниципальное образование);
активы и обязательства учреждения существуют обособленно от активов и обязательств собственников учреждения и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности);
учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом как закрепленным за учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением собственником этого имущества или приобретенного учреждением за счет выделенных собственником имущества учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения;
собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению;
учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания;
уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания;
учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах;
учреждение осуществляет в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, полномочия соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме;
финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации;
учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом;
учреждение не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами;
учреждение будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у него отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);
принятая учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);
факты хозяйственной деятельности учреждения относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).
1.7. При выведении регистров бухгалтерского учета на бумажные носители допускается отличие выходной формы документа от утвержденной формы документа при условии, что реквизиты и показатели выходной формы документа содержат обязательные реквизиты и показатели соответствующих регистров бухгалтерского учета.
1.8. В соответствии с Законом № 129-ФЗ ответственными являются: за формирование учетной политики, ведение бюджетного учета, своевременное предоставление полной и достоверной бюджетной отчетности - главный бухгалтер УТ и СЗН. Степень ответственности других работников бухгалтерии устанавливается должностными инструкциями.
Главный бухгалтер устанавливается служебные обязанности работников бухгалтерии в должностных инструкциях, утверждаемых начальником УТ и СЗН по представлению главного бухгалтера.
2. Структура бухгалтерской службы учреждения.
2.1 Финансово-хозяйственный отдел УТ и СЗН (бухгалтерия) подчиняется непосредственно начальнику УТ и СЗН.
2.2 Структуру и штат бухгалтерии утверждает начальник УТ и СЗН с учетом объемов работы и особенностей финансово-хозяйственной деятельности.
В штатный состав бухгалтерии входят главный бухгалтер, 3 специалиста - всего 4 единицы.
Бухгалтерия в своей деятельности руководствуется: действующим законодательством РФ и другими нормативно правовыми актами, утверждаемыми в установленном порядке, регулирующими бухгалтерский и налоговый учет; приказами, распоряжениями и указаниями начальника УТ и СЗН.
-
-
Основными задачами бухгалтерии являются ведение бюджетного учета финансово- хозяйственной деятельности, контроль за сохранностью собственности, правильным расходованием денежных средств и материальных ценностей.
-
Функции бухгалтерии.
-
бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную форму, систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, не прерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
-
организация учета основных фондов, материальных запасов, денежных средств;
- организация расчетов с контрагентами по хозяйственным договорам;
- организация расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами; начисление и выплата заработной платы, своевременное проведение расчетов с работниками Управления;
обеспечение строгого соблюдения кассовой и расчетной дисциплины, расходования полученных в банках средств по назначению;
-
обеспечение своевременного правильного отражения на счетах бюджетного учета и в отчетности хозяйственных операций;
-
организация контроля за сохранностью нефинансовых активов и денежных средств;
расчет тарификационных списков и штатных расписаний подведомственных учреждений;
-
составление представление в установленные сроки бухгалтерской и статистической отчетности, налоговых деклараций и пояснений к ним;
-
принятие мер по предупреждению недостач, растрат и других нарушений и злоупотреблений;
-
проведение инструктажа материально ответственных лиц по вопросам учета и сохранности ценностей находящихся на их ответственном хранении;
заключение договоров о материальной ответственности с подведомственными учреждениями;
для ведения кассовых операций учреждения самостоятельно устанавливают лимит остатка наличных денег, которые могут храниться в их кассе (п. 1.2 Положения N 373-П).
осуществление контроля за своевременным проведением и участие в проведении ежегодной инвентаризации активов и обязательств УТ и СЗН, своевременное и правильное отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете;
составление и согласование с Главой администрации Прикубанского муниципального района проекта бюджета, а также смет расходов на текущий финансовый год и расчетов к ним;
участие в проведении анализа финансово- хозяйственной деятельности Управления с целью выявления внутрихозяйственных резервов и ликвидации потерь;
обеспечение хранения бухгалтерских документов, реестров учета, иных документов, связанных с деятельностью бухгалтерской службы;
систематизированный учет положений, инструкций и других нормативных документов по вопросам ведения бухгалтерского учета;
выделение в учете кассовых и фактических расходов
учет имущества и обязательств осуществляется способом двойной записи. Основанием для записей в реестрах бюджетного учета является оправдательные документы. Оправдательными документами служат первичные учетные документы, на основании которых ведется бюджетный учет.
бюджетный учет имущества и хозяйственных операций ведется в валюте Российской Федерации — рублях и копейках. Отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно. Месячная и квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала отчетного года.
УТ и СЗН представляет месячную квартальную и годовую отчетность вышестоящему органам в установленные ими сроки.
3. Рабочий план счетов
3.1. Рабочий план счетов состоит из счетов бюджетного учета утвержденных Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях.
3.2. Нумерация платежных документов сплошная по всем источникам финансирования.
3.3. Учет исполнения сметы доходов и расходов по бюджетным средствам (бюджетная деятельность) и сметы доходов по внебюджетным средствам (иная приносящая доход деятельность) осуществляется раздельно с учетом источников за счет бюджетных и внебюджетных средств.
3.4. Учет деятельности за счет внебюджетных средств (целевых, безвозмездных, безвозвратных средств и иных поступлений) осуществляется раздельно по видам поступлений согласно утвержденным сметам с дальнейшим включением результата деятельности в единый баланс учреждения.
3.5. Учет основных средств осуществляется по материально ответственным лицам.
4. Методы оценки отдельных видов имущества и обязательств
4.1 Учет исполнения сметы доходов и расходов по бюджетным средствам осуществляется с применением бюджетной классификации в порядке, установленном Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.12.2011 N 180н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" и иными нормативными документами, утвержденными в рамках реализации Приказа по учетной политике.
4.2 Учет находящихся в эксплуатации учреждения объектов основных средств стоимостью до 3000 рублей включительно, за исключением объектов библиотечного фонда и объектов недвижимого имущества в целях обеспечения надлежащего контроля за их движением, осуществляется на основании первичного документа, подтверждающего ввод объекта в эксплуатацию, по балансовой стоимости введенного в эксплуатацию объекта.
4.3. Выдача из кассы денежных документов под отчет на основании Расходных кассовых ордеров (0310002) .
При этом в расходном кассовом ордере поле "Получил" получатель заполняет вручную.
4.4. Для выдачи наличных денег на расходы, связанные с осуществлением деятельности учреждения, работнику под отчет расходный кассовый ордер (0310002) оформляется в соответствии с п. 4.4 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации (утверждено Банком России 12.10.2011 N 373-П) согласно письменному заявлению подотчетного лица, составленному в произвольной форме и содержащему собственноручную надпись руководителя о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, подпись руководителя и дату.
Подотчетное лицо обязано в срок, не превышающий 3 (трех) рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, или со дня выхода на работу предъявить главному бухгалтеру или бухгалтеру, а при их отсутствии - руководителю авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими документами. Проверка авансового отчета главным бухгалтером или бухгалтером, а при их отсутствии - руководителем, его утверждение руководителем и окончательный расчет по авансовому отчету осуществляются в срок, установленный руководителем.
Выдача наличных денег под отчет проводится при условии полного погашения подотчетным лицом задолженности по ранее полученной под отчет сумме наличных денег.
4.5. Авансовые отчеты нумеруются сквозным образом.
5. Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств
5.1. Инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств проводится учреждением в порядке, предусмотренном Инструкцией N 174н, нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации Министерством финансов Российской Федерации, с оформлением документов, установленных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.12.2010 N 173н.
5.2. Инвентаризация расчетов с подотчетными лицами производится один раз в месяц.
5.3. Инвентаризация расчетов с организациями и учреждениями проводится
один раз в месяц.
5.4. В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности проводится инвентаризация материально-производственных запасов и основных средств учреждения один раз в год. В отделе создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. В связи с производственной необходимостью состав комиссии может быть пересмотрен и утвержден руководителем УТ и СЗН
5.5. Указанная комиссия считается и комиссией для проведения
внезапной ревизии кассы.
6. Учет основных средств.
6.1. К основным средствам относятся материальные объекты независимо от их стоимости со сроком использования более 12 месяцев.
6.2. Учет основных средств организуется в соответствии с пунктами 10-22 Инструкции № 254.
6.3. Перемещение основных средств от одного материально ответственного лица другому оформляется накладной на внутреннее перемещение основных средств.
6.4. Каждому объекту основных средств присваивается инвентарный номер (исключение активы стоимостью до 3000 рублей включительно). Инвентарный номер состоит из 14 цифр: первые три номер синтетического счета нефинансовых активов, следующие две - номер аналитического счета, последующие девять цифр порядковый номер.
6.5. Инвентарные номера на зданиях и сооружениях наносятся по трафарету несмываемой краской, на движимом имуществе — путем прикрепление специальных наклеек, выдаваемых бухгалтерией.
6.6. При невозможности прикрепление специальной наклейки или нанесения несмываемой краски на инвентарный объект последнему присваивается инвентарный номер без нанесения (прикрепления) инвентарного номера на объект.
7. Учет нематериальных активов.
7.1. Группировка объектов нематериальных активов осуществляется в соответствии с ОКОФ.
7.2. Объекты нематериальных активов отражаются в бюджетном учете и отчетности по балансовой стоимости, то есть по стоимости фактических вложений на их приобретение (изготовление).
7.3. Каждому объекту нематериальных активов присваивается порядковый номер, который учитывается в регистрах бюджетного учета и не обозначается на объектах.
7.4. Поступление, внутреннее перемещение и выбытие нематериальных активов оформляется согласно инструкции по бюджетному учету.
7.5. Амортизация по основным средствам и нематериальным активам начисляется линейным способом. При таком способе амортизация начисляется равномерно в течение всего срока использования указанных активов (п. 85 Инструкции N 157н). Данное правило относится к объектам основных средств и нематериальным активам стоимостью свыше 40 000 руб. Если стоимость объекта основных средств не превышает 3000 руб.
Амортизация по таким объектам не начисляется. Их стоимость списывается со счета 0 101 00 000 при выдаче в эксплуатацию
8.Учет материальных запасов.
8.1 Учет материальных запасов организуется в соответствии с Инструкцией № 157-н
8.2 Материальные запасы в учете и отчетности отражаются по фактической стоимости, включая расходы на приобретение.
8.3 Материалы списываются по фактической стоимости каждой единицы.
9. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.
9.1. Операции по авансированию поставщиков и подрядчиков отражаются на счетах 120600000, окончательные расчеты с ними на счетах 130200000.
10. Правила документооборота и технология обработки учетной информации
10.1. Документооборот учреждения организован в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденным Министерством финансов СССР 29.07.1983 N 105.
Для организации бухгалтерского и налогового учета УТ и СЗН администрации Прикубанского муниципального района и своевременной сдачи установленной государственной отчетности начальники отделов УТ и СЗН администрации Прикубанского муниципального района представляют следующие отчеты и документы по своей деятельности в бухгалтерию Управления:
Контракты и Договоры по предоставлению услуг, закупке товароматериальных ценностей, производству ремонтных и прочих работ - на следующий день после их заключения. Одновременно предоставляются материалы по проведению конкурса на выполнение работ и услуг для управления за счет средств бюджета и внебюджетных источников,
утвержденные акты выполненных работ, прочие документы, подтверждающие факты целевого использования денежных средств, - на следующий день после их подписания,
составляют документацию по списанию основных средств в установленном законом порядке - не позднее месячного срока с момента установления факта неисправности или морального устаревания основного средства;
- предоставляют документацию по безвозмездному приобретению и выбытию основных средств в течении 3-х дней после оформления документов,
10.2 Главный специалист отдела кадров УТ и СЗН
-
табель учета использования рабочего времени 1 -го числа каждого месяца;
-
приказы о назначении, переводе или увольнении работников, а также приказы о направлении в командировку по территории Российской Федерации и за ее пределами - на день, следующий после их подписания, но не позже чем за 3 дня до начала командировки;
-
приказы о предоставлении отпуска - за 20 дней до их предоставления, в отдельных случаях за 3 дня до отпуска;
номера страховых свидетельств государственного пенсионного страхования, паспортные данные, данные ИНН - на следующий день после поступления данных документов в отдел по организационным и общим вопросам.
11. Первичные документы
11.1. Для ведения бухгалтерского учета применяются первичные документы, предусмотренные Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.12.2010 N 173н, и регистры бухгалтерского учета, утвержденные Инструкцией N 157н.
11.2. Первичные учетные документы составляются на бумажных носителях (или: на машинных носителях - в виде электронного документа с использованием электронно-цифровой подписи (далее - электронный документ). По письменному запросу других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры учреждение, сформировавшее электронный документ, обязано изготавливать за свой счет копии таких документов на бумажных носителях).
11.3. В целях обеспечения полноты отражения в бухгалтерском учете информации об активах, обязательствах и хозяйственных операциях, их изменяющих, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, методических указаний по бухгалтерскому учету, в том числе с учетом особенностей автоматизированной технологии обработки учетной информации, в следующие первичные учетные документы, сформированные на основе унифицированных форм документов
12. Сводные документы. Внутренний финансовый контроль
12.1. Для осуществления внутреннего (предварительного, последующего) финансового контроля и (или) в целях упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях, принимаемых к отражению на счетах бухгалтерского учета, учреждение вправе на основе первичных учетных документов, составленных в подтверждение указанных операций, составлять сводные учетные документы по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации в установленном порядке.
12.2. Сводные учетные документы составляются на бумажных носителях (или: на машинных носителях - в виде электронного документа с использованием электронно-цифровой подписи (далее - электронный документ). По письменному запросу других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры учреждение, сформировавшее электронный документ, обязано изготавливать за свой счет копии таких документов на бумажных носителях.
12.3 Внутренний финансовый контроль осуществляется аудитором (ревизионной службой и т.п.) по правилам, установленным в положении о внутреннем контроле.
12.4. Контролируются:
оформление и обработка документов учреждения;
отдельные операции;
результаты рассмотрения обращений, заявлений и жалоб контролируемых лиц.
12.5. Основные методы внутреннего контроля:
- предварительный контроль (проводится до начала совершения хозяйственной операции;
- текущий контроль (осуществляется на стадии формирования, распределения и использования финансовых ресурсов учреждения);
- последующий контроль (проверяются итоги совершения хозяйственных операций);
- дополнительные контрольные мероприятия.
12.6. Периодичность плановых мероприятий.
Проводимое мероприятие контроля |
Периодичность проведения |
Сверка расчетов с распорядителями бюджетных |
Один раз в год |
Проверка поступлений и расходования |
Ежемесячно (ежеквартально) |
Контроль оформляемых учреждением документов |
Ежемесячно (квартально) |
Инвентаризация денежной наличности |
Два раза в месяц |
Ревизия основных средств |
Один раз в год |
Инвентаризация расчетов с поставщиками |
Ежемесячно |
Проверка расчетов с персоналом по оплате |
Один раз в месяц |
-
-
Проверенные и принятые к учету документы систематизируется по датам совершения операций и журналам операций.
-
Бюджетный учет исполнения смет расходов осуществляется по журналам операций бюджетного учета:
-
№1. журнал операций по счету «Касса»;
№2. журнал операций с безналичными денежными средствами;
№3. журнал операций расчетов с подотчетными лицами;
№4. журнал операций с поставщиками и подрядчиками;
№6. журнал операций расчетов по оплате труда;
№10. журнал по прочим операциям.
13. Изменение учетной политики
Учетная политика учреждения применяется с момента ее утверждения последовательно из года в год. Изменение учетной политики вводится с начала финансового года или в случае изменения законодательства Российской Федерации и нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, а также существенных изменений условий деятельности учреждения.